Aprilia
 
Vespa
 
Derbi
 
Aprilia Scarabeo
 
Gilera
 
Moto Guzzi
 

Aprilia Off road

 

Piaggio

 

Police

 
 
 

Tuono R Fighter
Статья из журнала Motoreview №4 - 02

Выпуск Tuono Fighter был предопределен. рынок давно требовал чего-то подобного, но сформулировать концепцию и воплотить в жизнь симбиоз рафинированного спортбайка и вертлявого городского хулигана удалось лишь Aprilia.

Алан Каткарт, фото Томаса Маккабелла

После продажи ограниченной (200 экз.) серии супербайка-стритфайтера Aprilia Tuono стоимостью свыше 15000 евро на основе RSV1000R, ознаменовавшего дебют Aprilia в классе «голых» стрит-родов, руководитель компании Ивано Бэдджо и его коллеги посмотрели правде в глаза. Рынок требовал концептуально сходной и при этом более массовой модели, которая уложилась бы в приемлемую ценовую нишу, по сравнению с блистающей карбоном, титаном и прочим хай-теком машиной экстра-класса.

В результате появилась модель, не столь ошеломляющая по цене и предназначенная для массового производства. Она получила название Aprilia Tuono Fighter и была торжественно представлена на шоу Intermot в Мюнхене 17 сентября. Мне посчастливилось прокатиться на новом мотоцикле по Доломитовым Альпам к северо-западу от Венеции, где расположено основное производство Aprilia. Fighter стал серийной моделью с более демократичным ценником, не повергающим в шок в отличие от Tuono.

В Италии Tuono Fighter будет стоить 11830 евро с учетом 20-процентного местного налога, что несколько выше цены непосредственного конкурента Ducati S4 Monster (11750 евро), но меньше отметки в 12780 евро, которые придется заплатить за затянутый в обтекатели RSV Mille. Цена на Fighter вполне конкурентоспособна, при том, что разработчикам удалось сохранить в нем практически все уникальные черты Tuono. После целого дня, проведенного в седле Tuono Fighter на извилистых горных дорогах северной Италии, могу ответственно утверждать, что он вправе считаться эталоном в классе «голых» спортбайков, отвоевав у Monster безоговорочное лидерство по всем параметрам.

Для создания Fighter лидер проекта Клаус Ненневитц и его команда взяли за основу базовый вариант спортбайка RSV Mille (равно как в качестве основы для создания высокотехнологичной модели Tuono была принята RSV1000R) и вместо подвески Ohlins оставили стоковый вариант RSV Mille, а именно перевернутую 43-мм вилку Showa и задний амортизатор Boge. Showa, как и более дорогостоящий шведский Ohlins, регулируется по всем параметрам, но при этом обладает более комфортными и сглаженными характеристиками при равных ходах, хотя, по словам Ненневитца, статический прогиб подвески под нагрузкой у Showa чуть больше, чем у Ohlins. Диаметр передних тормозов Brembo остался равным 320 мм, как и у Tuono, но в суппортах установлены по две колодки на диск, поэтому тормоза не обладают бескомпромиссной хваткой RSV-R, где торможение каждого диска обеспечивается за счет четырех колодок.

В основу дизайна Tuono Fighter лег Tuono. Но — только внешне, исполнение совсем иное. На новом серийном Fighter углепластиковые и кевларовые детали Tuono заменены облицовками из литого пластика, а диски OZ уступили место более тяжелым колесам от Brembo, в результате чего Fighter с сухим весом 185 кг оказался на 4 кг тяжелее Tuono, но на 2 кг легче RSV1000R.
Стилист Aprilia Джузеппе Риччути, создававший облик Tuono, настоял на том, чтобы дуплексная рама была выкрашена в бронзово-титановый оттенок, подобно Tuono, а цветографическая схема напоминает раскраску Tuono R и предлагается в двух вариантах: яркий красный и серый графит, радующий истинных приверженцев Aprilia, желающих подчеркнуть, что Ducati здесь и близко не стояла.

Прямым конкурентом новинки должен стать более тяжелый Ducati S4 Monster. Меньший вес — одна, но отнюдь не единственная и даже не главная причина, по которой Fighter пробился в лидеры. Меня поразила его исключительная управляемость и характеристики двигателя. Но обо всем по порядку.

Посадка на Tuono Fighter не имеет столь выраженного наклона вперед, как на Monster. Мотоцикл оснащен легкосплавным рулем Ergal, подобным тому, что устанавливают на кроссовых машинах. За счет этого Tuono Fighter выглядит более стройным по сравнению с RSV1000R, ведь водителю уже не приходится обнимать локтями стандартный 18-литровый бензобак, взятый от модели Mille. В облике появилось что-то залихватски эндуристое. Благодаря высоко расположенным подножкам мне удалось спрятать колени в выштамповки боковин бака и слиться воедино с узким и вертлявым хотродом, оснащенным V-образной двойкой.

Высота по седлу 820 мм: в сочетании с его мягковатой подушкой, улучшающей комфорт и совершенно не ухудшающей управляемость, рослые водители будут чувствовать себя удобно. Концы руля смотрят слегка назад, позволяя принимать почти вертикальную посадку и видеть все, что происходит на полосе перед идущими впереди машинами. Небольшой обтекатель с фирменным треугольным блоком фар в стиле Aprilia и более высоким, чем на RSV1000R, стеклом вполне сносно выполняет свои функции, отсекая порывы ветра. Вплоть до 200 км/ч движение комфортно, и, прежде чем вы почувствуете необходимость покрепче ухватиться за рукоятки, стрелка спидометра перевалит эту отметку.

V-образная двойка с углом развала цилиндров 60о дефорсирована на 4 л.с. Потеря мощности не слишком велика, но она позволила существенно нарастить момент в среднем и нижнем диапазонах оборотов. Мотор оснащен системой одноточечного впрыска топлива Nippondenso. Система управления двигателем перепрограммирована, в результате чего подхват на малых оборотах стал более плавным, хотя мощность составила 120 л.с. при 9500 об/мин.

В Fighter потрясающим образом сочетаются необузданная мощность двигателя супербайка и ходовые характеристики идеального стритфайтера. Управляемость ничуть не хуже, чем у прародителя Tuono R. Мотоцикл обладает той же сверхчуткой реакцией на малейшие движения широкого руля и позволяет прописывать повороты по самой кромке асфальта. Мотор уверенно и без малейшего намека на провал подхватывает с самых низов, хотя в диапазоне чуть ниже 3000 об/мин при интенсивном наборе скорости слышны кратковременные шумы трансмиссии.

А на одном из двух Fighter, которые мне пришлось испытать, вплоть до 5000 об/мин была ощутимая вибрация на подножках. Благодаря грузикам на ручках на руль вибрации не передаются. Момент нарастает уверенно и плавно во всем диапазоне от 2000 об/мин до срабатывания ограничителя при 10500 об/мин. Tuono R, возможно, объективно слегка шустрее на верхах из-за небольшого преимущества в мощности, но уж никак не сравнится с Fighter в городских условиях. Если выкручивать V-образную «двойку» Tuono R до отсечки, то ускорение будет более чем интенсивное, но надо ли это владельцу Fighter?

Подобно Tuono R, у Fighter довольно длинные передачи, а передаточное число главной передачи составляет 17/42, что сделано в целях омологации в странах Евросоюза. Это значит, что при движении в потоке машин или через населенный пункт переходить на низшую передачу придется чаще, чем хотелось бы. Для Aprilia делают тюнинговые звезды (конечно, с предупреждением «только для гонок»), что решает проблему, но на серийной машине выбора не будет.

Fighter впитал в себя все самое лучшее из обоих миров — спорта и уличных гонок. Малые скорости или ровный «газ» — не его стихия, он — самый что ни на есть хулиганский стритфайтер без облицовки, но с задатками серьезного бойца. Сверхъестественная легкость при прохождении серии поворотов сочетается с идеальной управляемостью. Череда поворотов проходится со скрежетом подножек. На выходе из последнего открываешь «газ» и устремляешься на третьей или четвертой передаче по прямой, в конце которой — интенсивное торможение двигателем с рыком отсечки, сопровождаемым шипением тормозных колодок Brembo. Тормоза здесь не такие резкие, как на Tuono R, но при повседневном движении они — как раз то, что нужно. Разве что при лавировании в узких переулках им не помешало бы немного больше жесткости. Хотя в целом интенсивность торможения вполне соответствует мощностным характеристикам, и то и другое по сравнению с Tuono R слегка демпфировано.

В стандарте на Fighter установлена задняя покрышка Dunlop D207 размерностью 190/50ZR17, а на Tuono R — профиль 180/55. По словам Клауса Кенневитца, это сделано преднамеренно, исходя из предпосылки, что спортивный снаряд должен обладать большей маневренностью, чему способствует шина меньшей ширины. А Fighter большей частью будет использоваться в обычных городских условиях, где сцепление шин с дорогой важнее управляемости в предельных режимах.

Видимо, из-за широко разнесенных рукояток руля при интенсивном ускорении на выходе из поворота я не почувствовал склонности к недостаточной поворачиваемости, которая наверняка была бы заметна на мотоцикле с клипонами. Однако курсовая устойчивость при стандартных установках и при прямолинейном движении на среднем «газу» оставляла желать лучшего. Пришлось последовать совету Франко Росси из журнала «In Moto» и опустить траверсы на 5мм. Перемена разительна — Fighter как будто приклеен к выбранной траектории, а передняя покрышка Dunlop позволила проходить повороты со значительно большими скоростями, чем на стандартных мотоциклах этого класса.

Повороты Tuono прописывает будто по мановению волшебной палочки. Не нужно прикладывать никаких физических усилий — впереди появляется вираж, и вот Fighter уже ввинчивается в него без какой бы то ни было нервозности, еще и давая водителю возможность изменить курс, если потребуется. Пошел по широкой дуге? Нет проблем — для корректировки траектории стоит лишь коснуться одним пальцем рычага переднего тормоза, и не надо опасаться, что Fighter клюнет носом и сорвется на малый радиус — этого не случится.

Малейшие курсовые отклонения элементарно отслеживаются при помощи широкого и чуткого руля. Не беда, если дорожное покрытие далеко от идеала, пусть даже в повороте — задняя подвеска близка к идеалу, и неровностей можно просто не заметить. Fighter, несомненно, остается спортбайком по сути, в то же время предоставляет водителю высочайший уровень комфорта. И уж конечно, на идеальной трассе он проявляет себя во всей красе. Стоит слегка открыть «газ» на пятой передаче, и слышны характерные для V-образного мотора высокие тона. И курсовая устойчивость с набором скорости увеличивается, не требуя мертвой хватки от водителя. Это заслуга рулевого демпфера Boge, расположенного возле нижней траверсы и устанавливаемого в стандартном исполнии.

Fighter — не просто гражданский преемник бескомпромиссного спортивного Tuono. При меньшей на 30% цене в нем сохранились характерный для спортивных моделей задор и притягательная эстетика. По словам Кенневитца, Fighter суждено стать эталоном в новом семействе «городских» спортбайков от Aprilia: «Полагаю, что с Tuono нам удалось создать новый тип мотоцикла, который будет также тесно ассоциироваться с Aprilia, как в свое время скутер Scarabeo. И успех Tuono подтверждает эти слова. Нам надо было бы сделать их не 200, а, скажем, 500, да и продавать можно было бы по более высокой цене. Мы расширили горизонты сектора мускулистых стритфайтеров. И, естественно, это отнюдь не последняя модель в семействе Tuono — впереди будут еще». Непревзойденная управляемость и отличный комфорт — гарантия сенсации.

Попробовав почву восхитительной, но чересчур эксклюзивной Tuono R, Aprilia сделала великолепный выпад на рынке серийных srteetfighters. Ходовые качества RSV1000 и практичность стрита при великолепном дизайне — лишних агрументов в борьбе с соперниками нельзя было и придумать!

Алан Каткарт

 
 

ЗАО "ИталМото"